Отдел 80. Тепломассообменных процессов

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Экспериментальные исследования и математическое моделирование процессов тепломассопереноса и термомеханики пористых и дисперсных сред с учетом фазовых переходов порового раствора для повышения долговечности и надежности зданий и инженерных сооружений в условиях Севера.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментально исследована фильтрация дизельного топлива в суглинке и фильтрация воды в загрязненном дизельным топливом суглинке. Эксперименты показали, что коэффициент фильтрации дизельного топлива выше коэффициента фильтрации воды. Также установлено, что фильтрации воды через загрязненный дизельным топливом суглинок значительно выше, чем в незагрязненном суглинке.Разработана методика и проведены расчеты теплопроводности влажного песка, засоленного раствором NaCl, на основе теории обобщенной проводимости в диапазоне температур фазового перехода связанной воды, включая температуру эвтектики. При этом толщины пленки воды и слоя льда рассчитываются учитывая зависимость количества незамерзшей воды от температуры, начального влагосодержания и концентрации порового раствора.Исследовано влияние скорости охлаждения на величину переохлаждения. Результаты эксперимента показывают, что переохлаждение зависит от скорости охлаждения. При увеличении скорости охлаждения переохлаждение поровой воды в влагонасыщенном песке уменьшается. Эксперименты, проведенные с объемной водой, дали прямо противоположный результат. В случае с объемной водой переохлаждение увеличивается с увеличением скорости охлаждения.На основе двухфазной модели насыщенной деформируемой пористой среды получены граничные условия, учитывающие изменение плотности порового заполнителя, пористости среды и напряжений на подвижной границе фазового перехода и исследовано влияние их на развитие деформаций и напряжений в оттаивающем грунте. Установлено, что деформации грунта, связанные с изменением плотности порового льда при таянии, не зависят от вида граничного условия, а осадка грунта обусловленная фильтрационной консолидацией зависит от вида условия на подвижной границе.