Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт Физико-Технических Проблем Севера

имени В.П. Ларионова

Сибирское отделение Российской Академии Наук

ВСТО под надзором якутских ученых


С самого начала строительства и эксплуатации магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» ООО «Транснефть—Восток» стало привлекать к сопровождению проекта подразделения Якутского научного центра СО РАН, и сегодня можно с полной уверенностью заявить, что наши ученые знают этот стратегический объект как свои пять пальцев.
Мерзлота диктует инновацию
Одними из первых к совместной работе приступили в Институте физтехпроблем Севера. «Это было в 2010 году. Тогда генеральным подрядчиком являлся МГТУ имени Н.Э.Баумана, с которым у нас давние и крепкие связи. Они вышли с предложением выступить в качестве субподрядчика, а затем руководство «Транснефти» убедилось в нашем профессионализме, и уже третий год мы сотрудничаем напрямую», — говорит заместитель директора института Василий Ефимов.
Проводимая институтом комплексная работа называется «Мониторинг технического состояния нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан», и это, по словам Василия Моисеевича, совершенно инновационный проект. «У «Транснефти» огромное количество нефтепроводов, но такой сложной геологии и соответственно системы мониторинга, как на данном объекте, у них нигде нет», — подчеркнул он.
Действительно, трасса нефтепровода проходит вдоль южной границы криолитозоны, где вечная мерзлота не такая мощная, как в Центральной Якутии. Поэтому многолетнемерзлые грунты могут преподнести в ходе эксплуатации немало сюрпризов. — Труба-то теплая, и производительность все время увеличивается, — говорит Василий Ефимов. — Сегодня по ней прокачивается 50 миллионов тонн нефти в год. Соответственно, чтобы исключить оттайку грунта, его потенциальное движение и как следствие влияние на трубу, мы определяем наиболее сложные участки с опасными геологическими процессами.
«Мы исходили трубу вдоль и поперек»
На первом этапе ученые провели аэровизуальное обследование. То есть садились на вертолет и на низкой высоте пролетали вдоль всей трассы нефтепровода от Тайшета до Сковородино для выявления сложных участков. Затем уже своим ходом отправились к ним, чтобы провести полноценные исследования по измерению физико-механических свойств грунтов, льдистости и т.д.
— Мы определили те участки нефтепровода, где требовалось наше пристальное внимание. Потом провели дополнительное ранжирование и обследование. Осталось не более пятидесяти участков, где нужно было в прямом смысле слова более глубокое обследование с буровыми работами для получения проб грунтов. Таким образом, можно смело сказать, что на протяжении всего нефтепровода нет мест, где бы ни ступала нога сотрудника Института физтехпроблем Севера, — с гордостью заявляет Василий Ефимов.
Уникальная методика
Пожалуй, решающим фактором долгосрочного сотрудничества с одним из ведущих научных подразделений Якутского научного центра стала разработанная для «Транснефти—Востока» уникальная методика расчетов, которая позволяет прогнозировать поведение грунтов не только на ближайшие пять-шесть, но и на двадцать-тридцать лет.
При этом данные республиканских ученых сходятся с проводимой уже самой «Транснефтью» внутритрубной диагностикой. В процессе такого обследования в трубу запускается специальный диагностический прибор с несколькими сотнями высокоинтеллектуальных датчиков. Информация, полученная после такого «прохода», позволяет определить и планово-высотное положение трубы, и ее «самочувствие». — Конечно, мы сами крайне заинтересованы в продолжении плодотворного сотрудничества. И не только потому, что наша работа обеспечивает безопасность эксплуатации, но и в профессиональном плане. Ведь в такой серьезной компании, как «Транснефть», существуют свои жесткие регламенты на уровне мировых стандартов и многоуровневое рассмотрение отчетов, которые полезны для любого научного учреждения, — считает Василий Ефимов.
18 декабря 2015 09:56